Несколько слов о ролевом отыгрыше
Эта статья открывает цикл «Советы мудрецов», в котором наши авторы, а также представители отечественной и иностранной НРИ-сцены расскажут вам интересные факты о любимом хобби, поделятся практическими советами по проведению и подготовке к играм, раскроют секреты геймдизайна и вдохновят вас отправиться в своё собственное приключение.
Role-playing или ролевой отыгрыш — сердце и кровь нашего любимого хобби. Но что конкретно это означает? В этом тексте мы попробуем разобраться, что такое отыгрыш, откуда он взялся, в чем разница между ним и актёрством, а также приведём пару советов, как с его помощью улучшить игровой опыт.
Оксфордский словарь даёт следующее определение термина role-playing:
«Ролевой отыгрыш — это изменение поведения человека для исполнения социальной роли».
Как видите, оно в первую очередь имеет отношение к психологии и социологии. Проштудировав «Википедию», мы также можем обнаружить ещё четыре значения:
- исполнение ролей в целом (в театре, кино или на другом подобие сцены);
- принятие на себя роли персонажа или другого человека и её исполнение совместно с партнёром, играющим другую роль, в процессе различных практик (некоторые виды сексуальных практик);
- игра в широкий спектр ролевых видеоигр (РПГ), текстовых ролевых игр и т.д.;
- проживание некой роли, передача игроком мыслей, действий и речи своего персонажа (большинство НРИ).
Очевидно, что последний вариант — наш победитель, и далее мы будем подразумевать под ролевым отыгрышем именно этот аспект.
Удивительно, но кроме НРИ, существует масса примеров использования ролевого отыгрыша в других активностях. Кроме НРИ, вы сможете обнаружить наличие этого элемента:
- в исторической реконструкции;
- в импровизационном театре;
- в ролевых играх живого действия (LARP);
- в ролевых симуляциях, в которых люди репетируют ситуации, тренируют свои навыки и способности (например, во время обучения пилотированию в специальных учебных кабинах-симуляторах);
- в психологических техниках для исследования межличностного поведения (ролевые карточные игры).
Корни ролевого отыгрыша
Чтобы обнаружить корни этого явления, нам предстоит сделать пару скачков во времени. Пристегнитесь и будьте осторожны, первая остановка — детство — может вызвать у вас неконтролируемые приступы ностальгии.
Для многих детство — светлая пора, праздник воображения и игровой деятельности. В первую очередь нас интересуют сюжетно-ролевые игры, в которых дети имитируют поведение, отношения и действия взрослых в процессе определённых занятий.
Виды этих игр весьма разнообразны:
- бытовые (чаепитие, уборка, семья);
- производственные или общественные (больница, школа, транспорт);
- режиссерские (разыгрывание сцены с помощью кукол);
- художественные (мультфильмы, книги, фильмы).
Особенно интересны последние два пункта, так как именно в них дети впервые начинают исполнять роль конкретного воображаемого персонажа и заниматься созданием истории. Подобные игры помогают развить:
- эмоциональный интеллект;
- креативность;
- когнитивные способности.
Можно сказать, что перечисленные личностные навыки являются базой для ролевого отыгрыша, а их показатели влияют на то, насколько игрок может чувствовать роль, импровизировать и разрешать возникающие ситуации.
Давайте теперь перенесемся в начало XVI века в Италию времён Эпохи Возрождения. В это время происходит зарождение театра импровизации, который, как и любой другой вид искусства, является отражением своего времени и жизни общества. Исключением не стала и commedia dell'arte, оказавшая невероятное влияние на будущие формы визуального искусства. Комедия масок — это уличное представление с одной важной особенностью: в основе разыгрываемого действия лежит импровизация. У представления не было чёткого сценария и заранее прописанных диалогов. Был лишь лист, который вывешивался на задник кулисы, где описывался ход действия пьесы, список действующих лиц и время их появления в постановке. За сценарный план и общую подготовку труппы отвечал её глава — capocomico, который также участвовал в представлении в виде актёра, задававшего направление событиям. Однако всё остальное на сцене было плодом фантазии и находчивости исполнителей, которые на ходу придумывали реплики и варьировали мизансцены.
Для успешной импровизации актёры должны были обладать многими качествами, среди которых:
- богатая фантазия;
- находчивость;
- мгновенная реакция;
- живой ум;
- исполнительский талант.
Как вы видите, качества хорошего актёра-импровизатора хорошо коррелируют с теми навыками, что развивают сюжетно-ролевые игры. Оба этих явления послужили предтечей ролевого отыгрыша в НРИ, отражая его важные аспекты — импровизацию и вживание в роль.
Развитие ролевого отыгрыша и его влияние на НРИ
Как можно заметить из собственно названия, ролевой элемент является существенной частью настольно-ролевых игр. Если мы попытаемся исключить его из процесса, то лишимся значительной части идентичности этого вида игровой деятельности и перед нами останется лишь урезанная версия «варгейма» с ограниченным развитием повествования.
Тем не менее наличие ролевого отыгрыша не всегда было значимой чертой НРИ. В первых редакциях D&D можно заметить отсутствие элементов, которые могли бы помочь игрокам воплощать персонажей. Гэри Гайгэкс считал отыгрыш скорее украшением, чем обязательной составляющей хорошей игры. В то время повествование было более заданным и линейным, а социальное взаимодействие более редким. Фактически, всё влияние правил игры на ролевой отыгрыш описывалось мировоззрением персонажа, выбор которого был весьма ограничен.
Первой игрой, где наш элемент имел большую важность, стала Ars Magica, выпущенная в 1988 году. В этой НРИ была представлена система труппы — группа разных игроков отыгрывала разные роли в разные моменты времени, а правила давали советы и содержали указания по отыгрышу. Это было интересно, но несколько усложняло игру, и первая редакция не обрела должной популярности.
В появившейся спустя несколько лет Vampire: the Masquerade было значительно больше элементов, связанных с отыгрышем. Выбор вампирского клана хотя и прописывал жёсткие особенности в поведении персонажа, но также предоставлял игроку широкий спектр возможностей для исполнения роли благодаря концентрации на интригах, сюжете и истории.
С выходом третьей редакции правил D&D у игроков появились новые возможности вдохнуть жизнь в своего персонажа. Фантазию подстёгивали предыстории, черты, навыки и архетипы, которые добавляли деталей и красок ролевому отыгрышу. А в пятой редакции добавилось множество таблиц для создания уникального характера персонажа.
В тоже самое время начинают появляются ролевые системы с сильной нарративной составляющей, где правила отходят на второй план, а в игре главенствует совместное повествование и отыгрыш. Среди них Fate, Fiasco, Клинки во тьме и другие.
Тенденция сохраняется и по сей день. Игровые системы стремятся уменьшить количество строгих правил и дать игрокам больше опор, идей и советов для создания и воплощения запоминающегося персонажа.
Виды отыгрыша и его применение на этапах игры
Как сильно пропитана современная ролевая игра отыгрышем? Может ли его быть слишком много?
Ролевой отыгрыш может являться частью всех действий в игре и применяться не только во время диалога с НИПами, социального столкновения или общения персонажей игроков друг с другом.
Вы можете использовать его во время сражения, описывая движение и поведение своего персонажа в бою:
- движения во время атаки;
- защиту от ударов;
- реакцию на получение ран;
- сотворение заклинаний.
А во время исследования вы также можете подробно описывать взаимодействие с объектами и окружающей обстановкой:
- решение загадок;
- исследование найденных объектов,
- реакция на изменение погодных условий или обстановки.
Всё это можно передать в двух формах отыгрыша: описательном и активном. Большинство игроков и мастеров используют комбинацию этих двух стилей.
Активный стиль ролевого отыгрыша — это метод, при котором игрок не просто описывает действия своего персонажа, а буквально играет его роль, используя голос, движения и язык тела. Этот подход делает игру более захватывающей и живой, но требует больше усилий и подготовки.
Основные аспекты активного ролевого отыгрыша:
- Использование голоса. Игрок говорит голосом своего персонажа, передавая его эмоции и интонации.
- Движения и язык тела. Игрок может повторять движения и жесты персонажа, чтобы лучше передать его поведение и настроение.
- Эмоциональная вовлеченность. Активное отыгрывание ролей требует глубокого погружения в характер персонажа, чтобы действия и реакции были естественными и правдоподобными.
Преимуществами активного ролевого отыгрыша являются:
- Захватывающий опыт. Игроки и зрители получают больше удовольствия от игры, так как действия и реакции персонажей выглядят более живыми и естественными.
- Лучшее понимание персонажа. Активное отыгрывание ролей помогает глубже понять характер персонажа и его мотивы, что может улучшить взаимодействие с другими игроками за столом.
Описательный стиль ролевого отыгрыша — это метод, при котором игрок описывает действия и реакции своего персонажа Мастеру и другим игрокам. Этот стиль позволяет глубже погрузиться в сюжет и точнее передать эмоции и намерения персонажа.
Основные аспекты описательного ролевого отыгрыша:
- Описание действий и эмоций. Игрок описывает, что делает и чувствует его персонаж.
- Сосредоточенность на намерениях. Игрок фокусируется на намерениях и мотивах персонажа, чтобы другие игроки и Мастер могли лучше понять его действия.
- Приукрашивание описания. Игрок может добавлять детали и описания, чтобы сделать игру более живой и интересной.
Преимуществами описательного ролевого отыгрыша являются:
- Легкость в исполнении. Этот стиль требует меньше усилий и подготовки, чем активный отыгрыш.
- Сосредоточенность на сюжете. Описательный отыгрыш позволяет игрокам сосредоточиться на сюжете и взаимодействии персонажей, не отвлекаясь на активные действия.
- Гибкость. Игрок может описывать действия и реакции персонажа, не ограничиваясь только голосом и движениями.
Любой человек может использовать в игре отыгрыш. Это универсальный и доступный элемент. Для этого совершенно не нужно иметь тренированный голос, навыки актёрского мастерства или какие-то специальные знания. Ведь исполнение и отыгрыш — разные вещи!
Ролевой отыгрыш и актёрство
Большинству из вас наверняка известны такие шоу, как Critical Role или Dimension 20, которые демонстрируют потрясающий ролевой отыгрыш профессиональных актёров и актёров озвучания. Многие Мастера и игроки хотели бы получить такой опыт за своим игровым столом и обладать подобными навыками: говорить разными голосами, держать характер и тон, использовать собственную мимику и язык тела. Владение такими инструментами — очень хорошее подспорье для НРИ, но... совершенно не обязательное.
Когда вы смотрите игровое шоу, вы получаете опыт зрителя. Опыт же активного участника представления, отыгрывающего персонажа, кардинально отличается от него. Если вы попытаетесь передать полученный опыт во время игры за столом, осознано или нет вы в первую очередь будете думать о том, как устроить драматическое представление для других людей, чтобы заинтересовать и развлечь их. Однако, во время игры вы не зритель шоу и не его актёр. В первую очередь вы игрок, погружённый в специфический процесс коммуникации и совместного повествования с другими за столом.
Конечно, у актерской игры есть пересечения с ролевым отыгрышем. Но в НРИ у вас нет сценария эпизода. Нет сцены для игры. Нет режиссёра, который объяснит вам, как играть. Нет сотен часов для репетиции. Есть только вы, кто принимает решения, создает или играет ситуацию вокруг персонажа и пишет собственную историю. Вы полностью погружаетесь в мир вокруг себя, превращая иллюзию игры в реальность.
Ролевой отыгрыш — это не исполнение роли персонажа, а её проживание. Погружение сродни мистическому, религиозному опыту. Как только вы осознаете себя персонажем, мир вокруг меняется, и вы испытываете трепет от открывшихся вам возможностей коммуникации с другими игроками и взаимодействия с фантастическим миром.
Советы по ролевому отыгрышу
Так каким же образом погрузиться в эту кроличью нору?
Первый и самый важный совет — убедите себя, что вы и есть ваш персонаж.
Когда Иэна Маккеллена спросили, как ему удаётся так хорошо играть, он ответил:
«Всё, что я делаю, это претворяюсь человеком, за которого себя выдаю, когда исполняю роль в фильме или пьесе. Например, когда мне предложили роль Гэндальфа, я представил себе, каково это — быть волшебником, а затем притворился им и вёл себя соответственно».
Проще говоря, вы уже знаете, как погрузиться в персонажа и его мир. Достаточно вспомнить, как вы играли «понарошку», когда были детьми. Единственная разница между вами тогда и сегодня — то, что вы осознаёте, что играете. Тогда у вас не было стыда, ваше воображение было свободным. Став взрослыми, вы стали понимать, как устроен мир и что в нём возможно, а что нет. Всё, что вам нужно, — объединить детскую искренность и энтузиазм со сосредоточенностью взрослого человека. Избавьтесь от иронии и цинизма, отбросьте стыд и не думайте о том, что вы выглядите глупо.
Ещё один совет — как следует изучите правила ролевой системы и фантастический мир, в котором происходит игра. Чтобы получить захватывающий опыт в НРИ, вам нужно знать правила и ограничения мира и персонажа. Это подскажет вам, что вы можете сделать в текущий момент, и позволит вам принимать спонтанные решения. Правила должны стать интуитивно понятными, стирая противоречие между механической и ролевой частью системы.
В третьих, используйте мотивацию. У каждого персонажа есть основная цель, которую можно назвать «заветным желанием» — то, ради чего он отправился в свое путешествие. Оно определяет большинство его поступков, служит каркасом для импровизации и формирует моральный компас. Это мощный инструмент, который поможет создать уникальный образ.
НРИ были созданы для того, чтобы дарить уникальный опыт, недоступный ни в одном другом виде игровой деятельности. Поэтому не бойтесь и отыгрывайте. Попробуйте этот запретный плод и насладитесь его вкусом!
Заключение
Если вам понравился этот текст или у вас есть предложения по темам статей, подписывайтесь на нашу группу ВК, Telegram и Boosty, а также заходите на наш сервер в Discord.
Спасибо за ваше время!